Когда били колокола...
М. М. Пришвин
(Из дневников 1926—1932 годов)
Мы
публикуем выдержки из дневников Михаила Михайловича Пришвина вместе с его
фотографиями о гибели древнейших колоколов Троице-Сергиевой лавры зимой
1929—1930 годов.
Название
«Когда били колокола...» написано рукой Пришвина на коробке с сотнями сохранившихся
негативов.
В это
время Пришвин жил в Сергиевом Посаде (переименованном в дни уничтожения
колоколов в город Загорск). Каждый день писатель фиксировал в дневнике все.
что происходило в те дни в Лавре. Предлагаемые выдержки взяты в основном из
дневника 1930 года, который в настоящее время готовится к печати в полном
объеме.
Этот
дневник свидетельствует, что закрытие церквей, уничтожение памятников искусства
и, по слову Пришвина, «живых организованных личностей» происходило
одновременно с проведением принудительной коллективизации в деревне.
В том
же 1930 году само творчество Пришвина подверглось резкой, целенаправленной
критике со стороны представителей литературной группировки РАПП. В
периодической печати одна за другой появились статьи, дискриминирующие
творчество писателя: статья М. Григорьева «Бегство в Берен-деево царство» («На
литературном посту», 1930, № 8), А. Ефремина «Михаил Пришвин» («Красная новь»,
1930, № 9—10), того же М. Григорьева «Пришвин, алпатовщина и Перевал» («Литературная
газета», 1930, № 57, 4 декабря). Писателю инкриминировался уход от классовой
борьбы, «оправдание старины» как «один из способов борьбы против нашей
советской культуры», «преображение действительности в волшебную сказку».
Несколько
раз на долгом писательском пути приходила Пришвину мысль бросить занятие искусством.
В 1923 году он писал: «Я... как ласточка, на которую дети накинули мертвую
петлю на нею, но ласточка легкая, не давится, пырхает, и гететь не летит, и не
виснет как мертвая».
И
теперь перед лицом гибели русской культуры >« вновь задумывается о смысле своего дела,
сво-й жизни. 27 октября 1930 года он записывает в ^невнике: «Мне хотелось идти
по дороге так долго, ока хватит сил, и потом свернуть в лес, лечь в овраг и
постепенно умереть. Мысль эта явилась мне сама собой... она последнее время живет
со мной, и с удивлением вычитал я на днях у Ницше, что это —«русский фатализм».
Правда, это не совсем самоубийство: я не прекращаю жизнь свою, а только не
поддерживаю, потому что устал...»
Документальное
свидетельство писателя о гибели колоколов годуновской эпохи — лишь малая часть
огромного дневника Пришвина — этой поистине летописи русской жизни, начиная с
1905 года и кончая днем смерти писателя: 16 января 1954 года — в этот день
Пришвин сделал свою последнюю запись. ^
Не
будет преувеличением сказать, что Пришвин жил своим дневником. Ведение дневника
превратилось для писателя в органическую потребность. в условие его духовного
существования. В самые трудные и опасные 1937—1939 годы он писал мельчайшим
почерком в маленьких записных карманных книжках (записи можно прочесть только
с помощью лупы).
В
начале Великой Отечественной войны осенью 1941 года 70-летний писатель, покидая
Москву, единственное, что захватил с собой,— это чемодан с рукописями
дневников.
Когда
враг подступал к Ярославскому краю, где Пришвин жил в деревне Усолье,
писатель заклеил свои дневники в старую резиновую лодку, чтобы зарыть их в лесу
на случай, если придется уходить из окружения в глубь Бармазовских лесов.
«Нес я эти
тетрадки,— пишет Пришвин,— эту кладовую несгораемых слов за собою всюду... Мои
тетрадки есть мое оправдание, суд моей совести над делом жизни».
Пришвин
принадлежал к тем натурам, у которых жизнь и работа сливаются в одно нераздельное
целое, и в этом смысле надо понимать слова А. М. Горького, что у Пришвина не
жизнь, а житие.
В чем
же было призвание художника, которое, несмотря ни на что, давало ему силы жить
и верить в жизнь?
Приведем
несколько записей из дневника:
«...кругом
страданья (говорит писатель Григорьев).— Страданья,— ответил я,— не характерно для времени, с
этим я покончил... пусть страданья, а я буду вестником радости».
«Я
вспомнил юношу на платформе с зенитным орудием. Стон, и вой, и вопль был в
воздухе от деревенских женщин, провожающих эшелон на войну. Слезы рекой
лились о всех и о том юноше, который сидел и улыбался возле зенитного орудия.
— Он
улыбается! — сказал кто-то возле меня. И кто-то ответил:
— А ты
вглядись и пойми, чего эта улыбка стоит ему».
«...Вот
откуда происходит мое писательство, и эта улыбка в писательстве пронесла
меня невредимым сквозь пещь огненную» (1944).
Останавливаешься
в удивлении перед этой готовностью Пришвина-художника отстаивать свою веру в
светлое начало жизни, в возможность ее гармонии, отстаивать героически, до
конца, до последнего стона. Отстаивать хотя бы для будущих людей — ксис
возможность, как поддержку.
И. М. Пришвин.
1926.
23 ноября. Учитель,
посетивший Троицкую Лавру с экскурсией, сказал при виде «Троицы» Рублева
ученикам:«Все говорят, что на этой иконе удивительно сохранились краски, но
краски на папиросных коробочках по маслу гораздо ярче».
Толпа каких-то уродливых
людей окружила мощи преп. Сергия, молча разглядывая кости под стеклом, наконец
один сказал:
— Нетленные!
И все загоготали.
С каким бы наслаждением в
это время я провел тоненькую черную машинную ниточку и потихонечку дернул,
чтобы череп хоть чуть-чуть шевельнулся. Вот бы посмотреть, как мчатся в
безумии обезьяны. Я бы не стал их обманывать, чтобы собирать с них медные
копейки, как делал монах, и увозить на каждую службу из церкви на украшение
обители. Я бы только их попугал, чтобы они, подходя к недоступному им и
непостижимому, имели страх...
1929.
22 ноября. В Лавре снимают
колокола, и тот в 4000 пудов, единственный в мире, тоже пойдет в переливку.
Чистое злодейство, и заступиться нельзя никому и как-то неприлично: слишком
много жизней губят ежедневно, чтобы можно было отстаивать колокол...
12 декабря. Сейчас резко
обозначаются два понимания жизни. Одним — все в индустриализации страны, в
пятилетке и тракторных колоннах, они глубоко уверены, что если удастся организо
вать крестьян в коллективы, добыть хлеб, а потом все
остальное, необходимое для жизни, то нот и все. И так они этим живут, иногда
же, когда вообразят себе, что нигде в свете не было такого великого
коллектива, приходят прямо в восторг.
Другие всему этому
хлебно-тракторному коллективу не придают никакого значения, не дают себе труда
даже вдуматься в суть дела. Их в содрогание приводит вид разбитой паперти у
Троицы, сброшенного на землю колокола, кинотеатр в церкви и место отдыха,
обязательное для всех граждан безбожие и, вообще, это высшее достижение,
индустриальное извлечение хлеба из земли... Пусть бы! — думают они,— по
существу в (нрзб.), но раз оно противопоставляется вызывающе любви (хлеб
вместо любви), тем становится и враждебным: что-то вроде искушения Сатаны...
25 декабря. Пусть отменят
Рождество, сколько хотят, мое Рождество вечное, потому что не я мишурой убираю
дерево, а мороз старается. На восходе березовые опушки, словно мороз щекой к
солнцу стал и они стали ему разукрашивать: никакими словами не передать, как
разукрасились березовые опушки, сколько блесток... след триумфатора.
1930.
4 января. Показывал Павловне'
упавший вчера колокол, при близком разглядывании сегодня заметил, что и у
Екатерины Великой, и у Петра Первого маленькие носы на барельефных изображениях
тяпнуты молотком: это, наверно, издевались
И. М. Пришвин.
рабочие, когда еще колокол висел. Самое же тяжкое из
этого раздумья является о наших богатствах в искусстве: раз «быть или не быть»
индустрии, то почему не спустить и Рембрандта на подшипники. И спустят, как
пить дать, все спустят непременно. Павловна сказала:«Народ навозный, всю
красоту продадут».
5 января. (Запись на полях):
Погонят в коллектив.
1) Как у нас церковь
закрыли.
2) ...— Пойдем, мы тоже,
когда умрем, поглядят и пойдут.
3) — Когда его сбросили? —
Ночью, в 12 часов.
4) — Как поднимали! Сбросить
— техника, всякие специалисты, а ведь как, дураки, подымали.
Поп: — Пустой! языка нет.—
Ну, так чего же...— Чего? — Да вы говорили, что просто упал и ничего не было:
откуда же возьмется, если языка нет: лишенец...
6 января. Сочельник.
Верующим к Рождеству вышел сюрприз. Созвали их. Набралось множество мальчишек.
Вышел дефективный человек и сказал речь против Христа. Уличные мальчишки радовались,
смеялись, верующие молчали: им было страшно сказать за Христа, потому что вся
жизнь их зависит от кооператива, перестанут хлеб выдавать и крышка! После речи
своей дефективное лицо предложило закрыть церковь. Верующие и (кое)-какие
старинные: Тарасиха и другие молчали. И так вышло, что верующие люди оставили
себя сами без Рождества и церковь закрыли. Сердца больные, животы голодные и
постоянная мысль в голове: рано или поздно погонят в коллектив.
8 января. Вчера сброшены
языки с Годунова и Карнаухого2. Карнаухий на домкратах. В пятницу он
будет брошен на Царя с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришел сюда,
приложился к колоколу, простился с ним:«Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный.
Был какой-то еще старик, как
увидел, ни на кого не посмотрел, сказал: «Сукины дети!» Везде шныряет
уполномоченный ГПУ. Его бесстрастие. И, вообще, намечается тип такого чисто
государственного человека: ему до тебя, как человека, нет никакого дела.
Холодное, неумолимое существо.
Разговор об отливке
колоколов, о способах поднятия, о времени отливки и устройства колокольни, и
все врут, хотя тут же над головой стоит дата начала закладки здания при Анне
Иоановне в 1741 году и окончания при Екатерине в 1769-м. «Все врут, никто
ничего не помнит теперь верно»,— закончила одна женщина.
9 января. На колокольне идет
работа по снятию Карнаухого, очень плохо он поддается, качается, рвет канаты,
два домкрата смял, работа опасная, и снимать было чуть-чуть рискованно. Большим
колоколом, тросами, лебедками завладели дети. Внутри колокола полно ребят, с
утра до ночи колокол звенит... Время от времени в пролете, откуда упал колокол,
появляется т. Литвинов и русской руганью, но как-то по-латышски бесстыдно и жестоко
ругается на ребят.
Остряки говорят: бьет в
большие колокола и с перезвоном.
15 января. 11-го сбросили
Карнаухого. Как по-
разному умирали колокола. Большой, Царь, как большой
доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался опуститься
на рельсы и с огромной скоростью покатился. Потом он зарылся головой глубоко в
землю. Толпы детей приходили к нему, и все эти дни звонили в края его, а
внутри устроили себе настоящую детскую комнату.
Карнаухий как будто
чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает
домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел
неохотно, его потащили тросами...
При своей громадной форме,
подходящей большому Царю, он был очень тонкий: его 1200 пудов были отлиты
почти по форме Царя в 4000. Зато вот когда он упал, то разбился вдребезги.
Ужасно лязгнуло и вдруг все исчезло: по-прежнему лежал на своем месте царь-колокол
и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Карнаухого.
Мне, бывшему сзади Царя, не было видно, что спереди и от него отлетел огромный
кусок.
Сторож подошел ко мне и
спросил, почему я в окне, а не с молодежью на дворе.— Потому,— ответил я,— что
там опасно: они молодые, им не страшно и не жалко своей жизни.— Верно,— ответил
сторож,— молодежи много, а нам, старикам, жизнь свою надо продлить... —
Зачем,— удивился я нелепому обороту мысли.— Посмотреть,— сказал он,— чем у них
все кончится, они ведь не знали, что было, им и неинтересно, а нам сравнить
хочется, нам надо продлить.
Вдруг совершенно стихли
дурацкие крики операторов, и слышалось только визжание лебедок при
потягивании тросов. Потом глубина пролета вся заполнилась и от неба на той
стороне осталось только, чтобы дать очертание форм огромного колокола. Пошел,
пошел! И он медленно двинулся по рельсам.
16 января. Осматривали
музей. Две женщины делали вид, что рассматривают мощи преп. Сергия, как вдруг
одна перекрестилась и только бы вот губам ее коснуться стекла, вдруг стерегущий
мощи коммунист резко крикнул: «Нельзя!»
Рассказывали, будто одна
женщина из Москвы не посмотрела на запрещение, прикладывалась и молилась на
коленях. У нее взяли документы и в Москве лишили комнаты.
Сколько лучших сил было
истрачено за 12 лет борьбы по охране исторических памятников, и вдруг одолел
враг, и все полетело: по всей стране теперь идет уничтожение культурных
ценностей и живых организованных личностей.
Всегда ли революцию
сопровождает погром («грабь награбленное»)?
Сильнейшая центральная
власть и несомненная мощь Красной Армии — вот все «ergo sum» 3 коллектива
Советской России. Человеку, поглощенному этим, конечно, могут показаться смешными
наши слезы о гибели памятников культуры. Мало ли памятников на свете! Хватит! И
правда, завтра миллионы людей, быть может, останутся без куска хлеба, стоит ли
серьезно горевать о гибели памятников?
Вот жуть с колхозами!
17 января. Не то
замечательно, что явился негодяй — ими хоть пруд пруди! — а что довольно было
ему явиться и назвать Дом ученых контрреволюционным учреждением, чтобы вся
Москва начала говорить о закрытии Дома ученых. По всей вероятности, такое же
происхождение имеют и нынешние зверства в отношении памятников искусства.
19 января. Весь день
отделывал снимки колокола. «Разрушите храм сей»... 4. На
какие-нибудь 30 верст, а мой колокол будет звонить по всей земле, на всех
языках. Но... Вот это «но» и завлекает в тему: какое должно быть мое слово,
чтобы звучало как бронза!
Все это время лебедкой
поднимали высоко язык большого колокола и бросали его на кусок Кар-наухого и
Большого, дробили так и грузили. И непрерывно с утра до ночи приходили люди и
повторяли: трудно опускать, а как же было поднимать?
Внутренность нашего большого колокола, под которым мы
живем, была наполнена туманом:
чуть виднелась колокольня, но резко слышались
металлические раскаты лебедок, управляющих движением большого колокола на пути
по крыше, с которой сегодня он должен свалиться...
Вот на дворе сложена
поленница березовых дров, сделанная для нашего тепла из когда-то живых берез.
Мы теперь ими топимся, и этим теплом, размножаясь, движемся куда-то вперед
(«мы»—род человеческий). Точно так же, как
дрова, и электричество, и вся техника усложняется,
потому что мы размножаемся. И так мы живем, создавая из всего живого средства
для своего размножения. И, конечно, если дать полную волю государству, оно
вернет нас непременно к состоянию пчел или муравьев, то есть мы все будем
работать в государственном конвейере, каждый в отдельности, ничего не понимая в
целом. Пока еще все миросозерцания, кроме казенного, запрещены, настанет
время, когда над этим будут просто смеяться. Каждый будет вполне удовлетворен
своим делом и отдыхом.
Вот почему и был разбит
большой колокол: он ведь представлял собой своими краями круг горизонта и звон
его купно... (не дописано).
Язык Карнаухого был
вырван и сброшен еще дня три тому назад, губы колокола изорваны домкратами.
«Аргус» 1913г. № 8.
Очерк Зарина «Колокола». Еще египтяне и ассирийцы «звоном созывали молящихся в
храмы». А за 200 л. до Р. X. историки дают точное описание колоколов в
современном значении. В Китае, Японии, Индии— за 4000 лет до Р. X.
В Зап. Европе начало колоколов в VII в. В Лондоне 850
пуд.— самый большой, если
не считать Кельнского «великого молчальника» в 1312 п.
(неудачный). В России первое упоминание в 1066 г. В XVI в. в Ростове
«благовестник» 1000 п. Конец XVII в. в Ростове митрополит Иона Сы-соевич —
страстный ревнитель колокольного дела — в 1689 г. он отлил знаменитые 3 Ростовских
колокола: «Сысой» 2000 пуд., «Полиемпный» 1000 п. и будничный «^Лебедь» 500 п.
Троице-Серг.— в конце XVII
в. отлит в 3319 п. и в 1746 Елизаветой перелит и доб. до 4000 п. («Царь»)
Годунов — 1850 и «Кирноцкий» 1275 п.
В Москве на Колок. Ивана Великого
«Успенский» — 3355 п. 4 ф.
Крепостной Смагин «собирал
звоны» и обучал звонарей.
23 января. Все воскресенье и
понедельник горел костер под Царем,— чтобы оттаяла земля и колокол упал на отбитые
края ближе к месту предполагаемого падения Годунова. Рабочие на колокольне
строили клетку под Годунова.
24 января. Редкость великая:
солнечный день. Царя подкопали и подперли домкратом. В воскресенье
рассчитывают бросить Годунова.
Образы религиозной мысли,
заменявшие философский язык при выполнении завета: «шедше, научите все народы»
5, ныне отброшены, как обман. «Сознательные» люди последовательны,
если разбивают колокола. Жалки возражения с точки зрения охраны памятников
искусств.
Иной человек по делам своим, по образу жизни
подвижник и настоящий герой, но если коснуться его
сознания, то оно чисто мышиное: внутри его самая подлая нынешняя тревога и
готовность уступить даже Бога, лишь бы сохранить бытие на этом пути, который
извне представляется нам героическим.
Мы ездили вечером на
извозчике к Кожевникову. 6.— Плохо живется? — спросил я извозчика.—
Очень плохо,— ответил он,— перегоняют в коллектив.— Не всем плохо от этого,—
сказал я.— Да, не всем, только лучше немногим.
Через некоторое время он
сказал:—Ждать <у хорошего можно для наших внуков, они помнить ничего нашего,
как мы страдали, не будут.— Будут счастливы,— сказал я,— и не будут помнить о
нашем мучении,— какие счастливые свиньи! Извозчик очень понял меня и со смехом
сказал: — Выходит, мы мучаемся для счастливых свиней. (Кстати,— вот зачем мощи
и крест).
Растет некрещеная Русь.
Нечто страшное постепенно
доходит до нашего
обывательского сознания, это — что зло может оставаться
совсем безнаказанным и новая ликующая жизнь может вырастать на трупах замученных
людей и созданной ими культуры без памяти о них.
Рабочие сказали, что
решено оставить на колокольнях 1000 пудов.— «Лебедь» останется? — Не
27 Прометей 16
знаем, сказали: остается 1000 пудов.— А Никольский?
Ничего не ответили рабочие, в сознании их и других разрушителей имя тонуло в
пудах.
— Православный? —
спросил я.— Православный,— ответил он.— Не тяжело было в первый раз разбивать
колокол? — Нет,— ответил он,— я же за старшими шел и делал, как они, а потом
само пошло. И рассказал, что плата им на артель 50 коп. с пуда и заработок
выходит по 8 1/2 р. в день.
Говорил с рабочими о
Годунове, я спрашивал, не опасно ли будет стоять (нрзб.) на крыше.— Нет,—
говорили они,— совсем даже не опасно.— А вот когда будете выводить из пролета
на рельсы, не может он тут на бок...— Нет,— ответили рабочие,— из пролета на
рельсы мы проведем его, как барана.
Колокола, все равно, как и
мощи, и все другие образы религиозной мысли уничтожаются гневом обманутых
детей. Такое великое надо разумение...
25 января. Лебедками и
полиспастами 7 повернули Царя так, что выломанная часть пришлась
вверх. Это для того, чтобы Годунов угодил как раз в этот вылом и Царь
разломился.
Жгун определенно сказал, что
«Лебедок» и с ним еще два сторонние колокола остаются.
27 января. На сегодня
обещают бросать Годунова.
28 января. Падение
<Годунова» (1600—1930 г.) в 11 утра.
А это верно, что Царь,
Годунов и Карнаухий висели рядом и были разбиты падением одного на другой. Так
и русское государство было разбито раздором. Некоторые утешают себя тем, что
сложится лучше. Это все равно, что говорить о старинном колоколе, отлитом
Годуновым, что из расплавленных кусков его бронзы будут отлиты колхозные машины
и красивые статуи Ленина и Сталина...
Сначала одна старуха
поднялась к моему окну, вероятно, какая-нибудь родственница сторожа. Напрасно
говорил я ей, что опасно, что старому человеку незачем и смотреть на это. Она
осталась, потому что такая бессмысленная старуха должна быть при всякой смерти,
человека, все равно как колокола... К ней присоединились еще какие-то женщины,
сам сторож, дети прямо с салазками, и началось у них то знакомое всем нам
обрядовое ожидание, как на Пасхе ночью первого удара колокола, приезда
архиерея или...
О Царе старуха сказала:
— Большой-то как легко шел!
— Легко, а земля все-таки
дрогнула.
— Ну, не без того, ведь
четыре тысячи пудов. Штукатурка посыпалась, как упал, а пошел, как легко, как
хорошо!
Совершенно так же говорила
старуха о большом колоколе, как о покойнике каком-нибудь:
— Иван-то
Митрофаныч как хорошо лежит! Потом о Карнаухом:
— Вот
вижу: идет; идет, идет, идет — бах! и нет его, совсем ничего нет, и
только бегут по белому снегу черные осколки его, как мыши.
Послышалось
пение, это шел для охраны отряд новобранцев, вошел и стал возле Троицкого собора
с пением:
— Умрем
за это!
Рабочие
спустились с колокольни к лебедкам. У дверей расставились кое-что понимающие сотрудники
музея. Когда лебедки загремели, кто-то из них сказал:
— Гремит
и, видно, не поддается...
— Еще бы,—
ответил другой,— ведь это шестнадцатый век тащат.
— Долго
что-то,— вздохнула старуха,— вот тоже Карнаухого часа два дожидались. Хорошо,
легко Большой шел: не успели стать, глядим, идет, как паровоз.
Показался
рабочий и стал смазывать жиром рельсы.
— Бараньим
салом подмазывают! , — В каждом деле так, не подмажешь, не пойдет.
— Да,
Большой-то летел, и как здорово!
— Будут
ли опять делать?
— Колокол?
— Нет,
какие колокола, что уж! Я про ступеньки на колокольне говорю разбитые, будут
ли их делать.
—
Ступеньки... на что их!
— Ах, как
легко шел Большой. Жалко мне. Работали, старались. С насмешкой кто-то ответил:
— И тут
стараются, и тут работают. После нас опять перерабатывать будут, а после них опять,
так жизнь идет.
— Жизнь,
конечно, идет, только дедушки и бабушки внучкам рассказывают, и вот и мы им
расскажем, какие мы колокола видели.
После
некоторого перерыва в работе, когда все как бы замерло и время остановилось, из
двери колокольни вышел Жгун с портфелем и за ним все рабочие. На колокольне
остался один Лева-фотограф 8. Жгун с рабочими удалился к толпе, дал
сигнал, лебедки загремели, тросы натянулись и вдруг упали вниз: это значило,
колокол (нрзб.) и пошел сам.
— Сейчас
покажется! — сказали сзади меня.
— Ах!
Показался. И так тихо, так
неохотно шел, как-то подозрительно. За ним, сгорая, дымилась на рельсах
подмазка. Щелкнув затвором в момент, когда он, потеряв под собой рельсы, стал
наклоняться, я предохранил себя от осколков, откинулся за косяк окна. Гул был
могучий и продолжительный. После того картина внизу явилась, как и раньше:
по-прежнему лежал подбитый Царь, и только по огромному куску, пудов в триста,
шагах в пятнадцати от Царя, можно было догадаться, что это от Годунова, который
разбился в куски.
Большой дал новую трещину.
Пытались разломать его блоками полиспастом, но ничего не вышло...
Так окончил жизнь свою в 330
лет печальный
колокол, звуки которого в посаде привыкли соединять с
несчастьем, смертью и т. п. По словам Попова, это сложилось из того, что 1-го
мая служились панихиды по Годуновым и, конечно, звонили в этот колокол. (На
полях):
Друг мой, какие это пустяки,
не в том дело, что его при Годунове отливали, многие из нас самих начало своей
духовной организации получили при Годунове,— каком Годунове! через творения
эллинов от Эллады и от Египта и кровь наша, обрываясь (нрзб.) бежит от
первобытного человека.
Многие из нас тоже колокола
очень звучные и в падении колокола (нрзб.) и собираются перед собственной
смертью.
Мотив утомительно, нудно
повторяющийся:
сколько пудов и как подымали и воспоминания о тех
колоколах, которые упали.
29 января. Мы отправились
снять все, что осталось на колокольне.
Рабочие лебедками подымали
язык большого колокола и с высоты бросали его на Царя. Стопудовый язык
отскакивал, как мячик. Подводы напрасно ждали обломков.
В следующем ярусе после
того, заваленного бревнами и обрывками тросов, где висели некогда Царь,
Карнаухий и Годунов, мы с радостью увидели много колоколов, это были все те, о
которых говорили: — «Остается тысяча пудов».
Это был прежде всего
славословный колокол Лебедь («Лебедок»), висящий посередине, и часть «зазвонных
колоколов». В западном пролете оставался один колокол (из четырех). Можно
надеяться, что это остался знаменитый «чудотворцев колокол», отлитый игуменом
Никоном в 1420 году. В северном пролете оставались два, один из них царя
Алексея Михайловича.
С большим трудом мы сняли
верхние возы. В морозный день, безветренный, дым из труб белый стремился на
небо и многое закрывал.
30 января. Как удивительно
вчера сошлись обе мои темы: 1) революционное разрушение святынь:
несчастнейшего народа и 2) медвежье-игрушечное с высоты колокольни мы
разглядели колечко народа, окружающего представление Марии Петровны 9.
31 января. Жгун с
сокрушением рассказывал Леве о своем промахе: он доложил о трудности снятия
«Лебедя», и тут оказалось, «Лебедь» один из древнейших колоколов, и его решили
сохранить.— Надо было кокнуть его на колокольне,— сказал Жгун,— а потом и
доказывать.
Вот такие они все техники.
Такой же и (нрзб.) и Лева таким же был бы, если бы не мое влияние, и я, не будь
у меня таланта.
3 февраля. Трагедия с колоколом потому трагедия, что
очень все близко к самому человеку:
правда, колокол, хотя бы Годунов, был как бы личным
явлением меди, то была просто медь, масса, а то вот эта масса представлена
формой звучащей, скажем прямо, личностью, единственным в мире колоколом
Годуновым, ныне обратно возвращенным в природный сплав. Но и то бы ничего, это
есть в мире, бывает, даже цивилизованные народы сплавляются. Страшна в этом
некая принципиальность — как равнодушие к форме личного
бытия: служила медь колоколом, а теперь потребовалось, и будет подшипником. И
самое страшное, когда переведешь на себя: — Ты, скажут, писатель Пришвин,
сказками занимаешься, приказываем тебе писать о колхозах.
6 февраля. Два разоренные,
обобранные попа, в чем были, в паническом страхе бежали из Александровского
уезда. На станции Берендеево они сошли с поезда, остриглись, переоделись в
какое-то рубище и потом продолжили свой путь до Сергиева. Тут было раньше
прибежище всем таким людям. Но теперь нет ничего, и даже'имя свое Троица
переменила. Теперь это Загорск.
7 февраля. Ходили с Левой в
лаврскую баню. По пути видели остатки колоколов: несколько обломков Царя и тот
большой, пудов в 300 кусок Годунова, который отлетел на 15 шагов.
Университет, говорят,
превращается в Политехникум, и это, «вообще говоря», вполне понятно:
революция наша с самого начала не счшалась с тогами
ученых и так постепенно через 12 лет превратила науку в технику и ученую
деятельность в спецслужбу. Было благо-го-го-вение к науке даже и у попа Мишки
Рождественского:
занимался краеведением и стариной. Теперь поп Мишка
Рождественский служит в Рудметаллтрес-те, занимается добыванием цветного
металла из колоколов и больше не поп 'Мишка Рождественский, а тов.
Октябрьский.
Я лично давным-давно
расстался с научным «миросозерцанием», но сохранил уважение и теперь сохраняю
к аскетизму ученых и их независимости от влияния многоразбойной повседневной
жизни. Несомненно, особенно у нас, корпорация ученых была определенной большой
общественной и политической силой. Теперь она снишла до основания и ученые
стали просто техниками.
И Космос изъят из Академии.
Давно пора? спектральный анализ почтенный метод для техника, но он именно
противник космоса.
Что же принесет с собой
новый молодой человек на ту сторону бездны, разделившей нас с мечтой о любви к
ближнему по церковным заветам и с милым гуманизмом науки?
8 февраля. Непокорные
колокола (Истор. Вестник. 1880.Т.П, ст. 796).
Битва под Нарвой (1770 г.).
В 1701 г. неслыханная мера— 1/4 часть колоколов отобрать. В конце 1701 г.
было добыто 8000 пуд. меди.
2 марта. (Вырезка из
газеты): «Что это: политическое руководство колхозом или политика его
разложения и дискредитации? Я уже не говорю о тех, с позволения сказать,
«революционерах», которые дело организации артели начинают со снятия
колоколов. Снять колокола — подумаешь, какая ррреволюционность!»
(Сталин. Известия, 2 марта 1930 г.)
Вчера было напечатано
распоряжение о том, чтобы в средних школах не мучили детей лишенцев за их
лишенство. Так резко выделялись эти строки среди человеконенавистнических, что
все
это заметили и все об этом говорили. К этому так
странно прибавляли, что будто бы к 15 марта хотят отменить пятидневку. В
воздухе запахло поворотом: боги насытились кровью. И правда, сегодня
напечатана статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой он идет сам
против себя. Едва ли когда-нибудь доходили политики до такого цинизма: правда,
как на это смотреть, если, например, отдав приказ об уничтожении колоколов,
через некоторое время, когда колокола будут разбиты, стал бы негодовать на
тех, кто их разбивал.
В учреждениях, в редакциях, в
магазинах сонно, пусто и как-то пыльно, везде остатки чего-то, хлама. Да,
по-видимому, дальше идти некуда...
12 марта. После манифеста
мало-помалу определяется положение: сразу вскочили цены на деревенские
продукты, это значит, мужик стал продавать (в пользу себя), а не распродавать
ввиду коллективизации. И, заметно, многие перестали думать о войне, что, по
всей вероятности, и более верно: не будет войны. Сколько же порезано скота, во
что обошелся стране этот неверный шаг правительства, опыт срочной
принудительной коллективизации. Говорят, в два года не восстановить. А в
области культуры, разрушение всей 12-летней работы интеллигенции по сохранению
памятников искусства?
16 марта. А. Н. Тихонов t0 (я говорю
о нем, потому что он, Базаров — имя им легион) все неразумное в политике
презрительно называет «головотяпством». Это слово употребляют вообще и все
высшие коммунисты, когда им дают жизненные примеры их неправильной, жестокой
политики. Помню, еще Каменев на мое донесение о повседневных преступлениях
ответил спокойно, что у нас в правительстве все разумно и гуманно.— Кто же
виноват? — спросил я.— Значит, народ такой,— ответил Каменев.
Теперь то же самое, все
ужасающие преступления этой зимы относятся не к руководителям политики, а к
головотяпам. А такие люди, как Тихонов, Базаров, Горький, еще отвлеченнее, чем
правительство, их руки чисты не только от крови, но даже от большевистских
портфелей... Для них, высших бар марксизма, головотяпами являются уже и
Сталины... Их вера, опорный пункт— разум и наука.
Эти филистеры и не
подозревают, что именно они, загородившие свое сердце стенами марксистского
«разума» и научной классовой борьбы, являются истинными виновниками
«головотяпства».
Они презирают правительство,
но сидят около него и другого ничего не желают. Вот Есенин повесился и тем спас
многих поэтов: стали бояться их трогать. Предложи этим разумникам вместе
сгореть, как в старину за веру горели русские люди. «— За что же гореть? —
спросят они,— все принципы у нас очень хорошие, желать больше нечего: разве сам
по себе коллективизм плох, или не нужна стране индустриализация? Защита
материнства, детства, бедноты — разве все это плохо? За что гореть?»
Вероятно, так было и в эпоху
Никона: исправление богослужебных книг было вполне разумно, но в то же время
под предлогом общего лика разумности происходила подмена внутреннего существа.
Принципа, за который стоять, как и в наше время, не было — схватились за
двуперстие и за это горели.
Значит, не в принципе дело,
а в том, что веры нет: интеллигенция уже погорела.
В редакцию журнала
«Октябрь» ".
«Месяц тому назад я был
свидетелем гибели редчайшего, даже единственного в мире музыкального
инструмента Растреллевской колокольни: сбрасывались один на другой и
разбивались величайшие в мире колокола Годуновской эпохи. Целесообразности не
было никакой в смысле материальной: восемь тысяч пудов бронзы можно было
набрать из обыкновенных колоколов. С точки зрения антирелигиозности поступок
не может быть оправдан, потому что колокола на заре человеческой культуры
служили не церкви, а общественности. И единственный в мире музыкальный
инструмент — Растреллевская колокольня могла бы служить делу социализма: на ней
можно было играть 1-го мая революционные марши, и процессии рабочих под звуки
революционных колоколов, единственных в мире, привлекли бы к (нрзб.) любопытное
внимание иностранцев.
Я являюсь в религиозном
отношении человеком совершенно свободным и разделяю вполне взгляд Перикла: чем
больше богов, тем государство богаче. Я являюсь смертельным врагом того
мрачного фанатизма, который несомненно живет в сердцах некоторых влиятельных
членов партии и порождает те преступления относительно живой жизни, которые post factum
называют искривлением партлинии.
Я готов с эпиграфом Сталина
«Снять колокола — подумаешь, какая революционность!» написать новую «поэму с
фотографиями». Я напишу ее с темпераментом и без малейшего лукавства.
Если мне будет дана
возможность высказаться, не озираясь на «партлинию», то я готов удовлетвориться
не только гонораром пролетарского писателя, а даже и вовсе отказаться от
денег, если их мало в редакции.
Обсудите с товарищами мое
предложение и напишите безоговорочно: да или нет. Если да, я приступаю к
работе, нет — буду продолжать писание своей книги для маленьких детей».
22 марта. Какой разрыв в
душе моей, какая боль бессмысленная. Утомленный бездельем, думаю иногда: «как
бы ужаснулся какой-нибудь восторженный мой читатель, если бы он заглянул в мою
пустоту».
9 апреля. Князь сказал: —
Иногда мне бывает так жалко родину, что до физической боли доходит.
Фотографировал весну: снег с
летними облаками, снег на глазах рождает воду, и летние облака уже спешат
отразиться в этой мутной воде. Летят журавли...
Мальчишка потребовал: —
Сними меня! Я промолчал. Он лезет.— Убирайся! — сказал я. Он отстал и камнем
меня в затылок, меня, старика, собиравшего материалы для детских рассказов. Что
было делать? Он пустился бежать во весь
дух. Сверху видели два молодых человека. Я им пожаловался.
Они не отозвались даже...
Вот так и съел камень.
Конечно, такие мальчишки
всегда были, но боли такой не было в душе и потому камень нынешнего времени
гораздо больнее ударил. Боль небывалая. И некуда с ней прислониться, как раньше
бывало («некому слезу утереть»). Бывало, все надеемся: вот переможем, нажмем и
будет лучше. Главное тогда (хотя бы при Ленине) думалось, что можно смириться,
по-человечески кому-то рассказать и поймут, и заступятся. Теперь некому
заступиться. И вовсе пропади — совсем не отзовутся, потому что мало ли пропало
всяких людей и пропадает каждый день.
10 апреля. Никогда весной не
был я таким гражданином, как теперь: мысль о гибнущей родине, постоянная тоска
не забывается ни при каких восторгах, напротив, все эти ручейки из-под снега,
песенки жаворонок и зябликов, молодая звезда на заре — все это каким-то образом
непременно возвращает к убийственной росстани:
жить до смерти в полунищете среди нищих, озлобленно
воспитанных по идее классовой борьбы, или отдаться в плен чужих людей, которые
с иностранной точки зрения взвесят твою жизнь и установят ее небольшую
международную значимость...
Заболей я какой-нибудь
смертельной болезнью, жена моя Ефросинья Павловна непременно с первой поры
сделала бы меня самого виновником... Очень возможно, что и я сам бы признал
свою вину, и во всяком случае, в тот момент, когда болезнь даст отдых,
порадовался бы людям и жизни всей вообще: ну, умираю и умру, так надо, а
все-таки, ну, как же славно они живут. Так вот это состояние легче и во всяком
случае как-то достойней, (чем) теперь: я здоров как бык, в полном расцвете
своего таланта, а родина, умирая, проходит мимо, и ей не до тебя.
Так вот что хочу я сказать:
лучше мне, лучше умереть самому и в хорошие мужественные минуты радоваться,
что жизнь остается хорошая, чем самому оставаться и думать, что жизнь, заключенная
в понятие «родина», проходит. Нет ничего печальней одинокого дерева на
вырубке...
20 апреля. Эпоха диктатуры
страшно понизила нравственное сознание масс и, по-моему, главным образом через
мальчишек, которых в месячный срок учат на курсах «в два счета на ять»
классовой борьбе. Их бы таких надо было на фронт, и они бы героями были, а они
упражняются в геройстве на беззащитных гражданах под видом войны с кулаками.
Так через них и сами граждане мало-помалу затемняются в своем нравственном
сознании.
Вот моя хозяйка в
Переславище Домна Ивановна какая хорошая, трудолюбивая женщина, и вот как
удивила она меня, как задела, как расстроила. Правда, ничто так не
расстраивает, как это понижение сознания. В этот раз разговорились мы о
конском мясе, что вот мужики правильно же едят конскую колбасу «тпру, тпру, а
едят», хоть бы что. Домна Ивановна при этом рассказала, что сапом от конины
можно заразиться, что в Кимрах так было — сорок человек заразились.
— Расстреливать будут! —
сказала Д. И.
— Виновников? — спросил я,
полагая, что ветеринар недосмотрел и вот их за это.
— Да, да,— не поняла меня Д.
И.,— всех их сорок человек расстреляют, чтобы других не заражали.
— Вздор! — сказал я,— не
может этого быть. И рассказал Д. И — е о двух-трех случаях из медицинской
практики, когда смерть человека и ему самому кажется желанной и другим очень
полезно, а вот нельзя...
"
— Подумайте,— рассказал я,—
если бы можно было уничтожить безнадежно больных, то непременно это перекинулось
бы на бесполезных, потом стали бы отбирать на племя более сильных, а слабых
топить. Чуть нехватка в чем, и лишних долой. С землей-то как хорошо:
переумножились люди — и чистка! Да разве так можно! Да разве можно поверить
тому Кимренскому сапу, Господь с вами. Домна Ивановна.
Равнодушно так ответила Д.
И.:
— За что купила, за то
продаю, Михаил Михайлович, слышала от людей, сказывали, что болезнь заразная,
неизлечимая...
Тяжело мне было, главное, потому,
что речь моя так и не возвратила Домне Ивановне ее прежнее, очевидно, умирающее
в ней сознание. Правда, столько расстреливают людей, признанных граждан
вредными, почему же не расстрелять зараженных этой страшной неизлечимой болезнью
людей...
27 апреля. Встретил
искусствоведа из Третьяковки (Свирина) и сказал ему, что для нашего искусства
наступает пещерное время и нам самим теперь загодя надо подготовить пещерку.
Или взять прямо решиться сгореть в срубе по примеру наших предков 16-го в.
Свирин сказал на это, что у него из головы не выходит — покончить с собой
прыжком в крематорий.— А разве можно? — спросил я.— Можно,— сказал он,— когда
ворота крематория открываются, чтобы пропустить гроб, есть момент, когда можно
прыгнуть.
6 мая. За событиями не надо
гоняться. Каждое событие дает волну, которая достигнет непременно и тебя,
сидящего за тысячу верст от исхода его. Нужно только быть готовым в себе
самом, чтобы по явлениям в твоей повседневной жизни понимать и общую мировую
жизнь. На деле, конечно, есть множество волн, которые докатываются до тебя
едва заметными и потому не воспринимаются. Но среди них все-таки всегда
найдется довольно, чтобы думать и понимать историю. Вот ограбили, сбросили
колокола у нас — я понял борьбу креста и пентаграммы.
С колокольни Растреллевской
сбросить крест не посмели, зато маем и в октябре устраивают из него посредством
электрических простых лампочек пентаграмму.
В Федерации, а говорят, и везде будет так:
установилась твердая пятидневка, то есть, пять * дней
работают, а шестой день отдыхают. Таким
образом, больше нет уже непрерывки, из-за которой
ввели пятидневку. Все свелось к спору с Богом. Он велел шесть дней работать, а
у нас велят пять.
А везде, на всем свете есть
воскресенье.
30 ноября. Приближается
годовщина уничтожения Сергиевских колоколов. Это было очень похоже на зрелище
публичной казни. В особенности жаль «Годунова». Ведь если бы в царе Борисе
одном было дело, еще бы ничего, но между царем Борисом и колоколом «Годуновым»
еще ведь Пушкин.
1932.
12 февраля. Снова вернулось
тепло, метелица, и в белом чернеют строения Лавры, знаменитая колокольня с
разбитыми колоколами и все...
— Чего ты смотришь? —
спросил меня маленький мальчик.
— А что это,— спросил я,
указывая на здание Лавры,— ты знаешь?
— Знаю,— ответил он бойко,—
это раньше тут Бог был.
На чистке.— Как относитесь к
религиозному
культу? — Бога нет. Сильно сказано было, и чистке был
бы конец, но какой-то ядовитый простой человек из темного угла попросил
разрешения задать вопрос и так задал: — Вы сказали, что теперь Бога нет, а
позвольте узнать, как вы думаете о прошлом, был ли раньше Бог.— Был! — ответил
№.
Все переменится скоро
от радио, электричества, воздухоплавания, газовых войн, и социализм дойдет до
того, что каждый будет отвечать за обороненное внутреннее слово.
Все слова, улыбки,
рукопожатия, слезы получат иное, внешнее, условное значение. Но в глубине
личности спор о жертве (Троица) останется и будет накопляться. Быть может,
настанет время, когда некоторые получат возможность шептаться, больше и больше,
воздух наполнится шепотом или нечленораздельными звуками, или даже темными
непонятными словами, которыми говорят маленькие дети, и, наконец, как у детей,
выйдет первое слово... и тут начнется эпоха второго пришествия Христа.
Вступление,
подготовка текста и примечания Л. А. Рязановой.
примечания.
' Ефросинья Павловна
Смогалё-ва — первая жена Пришвина.
2 Настоящее имя колокола «Кир-ноцкий». См. запись 19
января о чтении Пришвиным очерка А. Зарина <Колокола» в журнале «Аргус» №
8. Спб., 1913.
3 Пришвин вольно употребляет латинское выражение «cogito, ergo sum»: «Я мыслю, следовательно, я существую».
4 Пришвин не совсем точно приводит слова Христа: «Иисус
сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Евангелие
от Иоанна, гл. 2, стих 19.
5 Имеются в виду слова Христа: <Итак, идите, научите
все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Евангелие от Матфея,
гл. 28, стих 19.
Кожевников А.
В. (1891— ?) — русский советский пи
сатель, автор книг о преобразовании Сибири,
социалистическом строительстве и др.
7 Устройство, предназначенное для подъема и перемещения
тяжестей: система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых гибким канатом.
8 Лев Михайлович Пришвин-Алпатов — старший сын писателя.
9 В эти дни по городу давала уличные представления
бродячая труппа цыган с дрессированными медведями.
'"Тихонов А. Н.
(псевд.— Серебров) — (1880—1956» — русский советский литературный деятель,
писатель, сотрудничал с А. М. Горьким, после Октябрьской революции заведовал
издательством «Всемирная литература», редактировал многие литературные журналы.
" Черновик письма.
©
С. Корнецов, Ростов-на-Дону, 2001