На главную

Традиционная духовная культура славян

 

Эссе на тему: Запад - Восток. Россия

(реферативная работа)

Корнецов С.А. 

 

Актуальная тема, на мой взгляд.
Ниже изложу тезисно (с культурологической точки зрения) то, о чем болит душа, и что прямо перекликается с темой.

1. Запад.
В какой культурной среде воспитывается человек, таков его образ жизни, таковы его установки и цели.
Общий исторический опыт свидетельствует о том, что западноевропейская цивилизация оказалась в кризисе далеко не в последнюю очередь вследствие узости свой культуры.
Достижения западной культуры, мягко выражаясь, не абсолютны. Мало того – просто разрушительны. Особенно для России. Триумф «массовой культуры» (на мой взгляд, чисто западное достижение), в частности, характеризуется великими гуманистами как упадок культуры. «Чрезмерное развитие индивидуализма в современном Западе ведет прямо к своему противоположному — к всеобщему обезличению и опошлению»1.
Совершенно согласен с мнением: технологический, экономический и правовой рационализм не уживаются с нравственной верой в добро. Равно как и с тезисом: мир может иметь общую судьбу, но не общую культуру.
Частнопредпринимательская деятельность, жесткая конкуренция резко ограничивают сферу сострадания и милосердия, деформируют нравственные принципы братства и уважения к каждой личности, с таким трудом прививаемые русскому народу православной культурой.
Анализируя западную цивилизацию, В.Соловьев отмечал, что в области знания ее постигла та же судьба, что и в области жизни общественной. Да и в отношении к природе в системе Западной культуры нет места для благоговения перед жизнью.
Наивный европоцентризм побудил западноевропейскую культуру отказаться от высокомерных претензий на превосходство не только в сфере экономики и политики, но и в сфере духовной культуры. А всякая унификация чревата насилием.
Мир массового потребления полностью поглотил и подчинил себе европейца. Обладание вещами в соответствии с рекламой, увеличение плотности потребления различными атрибутами комфорта стало его идолом. Любовь заменил секс, дружбу — денежный расчет, заботу о ближнем — брезгливая к неудачнику подачка. Еще в прошлом веке К.Д.Кавелин справедливо писал: «Западные европейцы забыли внутренний, нравственный, душевный мир человека, к которому именно и обращена евангельская проповедь. /…/ Западный европеец весь отдался выработке объективных условий существования в убеждении, что в них одних скрывается тайна человеческого благополучия и совершенствования: субъективная сторона в полном пренебрежении»2.
Христианское рвение понять смысл жизни сменилось увеличением технологически подчинить во имя практической выгоды естественные силы. Следствием этого явилась утрата обществом объединяющего духовного начала. Западная цивилизация тем самым обрекает людей на мелкий практицизм и заботу о банковском счете. Хотя в ней модно говорить о правах личности, сами права понимаются крайне ограниченно. Акцент делается не на личности, а на ее эгоизме и индивидуализме, на ее праве в угоду себе принести в жертву и семью, и государство, и этнос, и Родину.

2. Восток. Россия.
Общеизвестно, что в российской цивилизации огромную роль играют традиционные начала. Соборность, коллективизм, служение своему народу, т.е. приоритет общенациональных интересов над личными заботами, антипрагматический настрой — все это существенные черты русской культуры.
Русская культура всегда обладала «компенсаторным» механизмом развития, суть которого — в самозабвенном искании чистых идеалов в ответ на внешнее насилие. Результат - рвение русской души в царство добра, справедливости и правды: фанатизм Аввакума, образ «Святой Руси», сектантство, хождение в народ, русская идея…
Своеобразие каждой культуры наиболее полно обнаруживается в так называемые критические периоды ее истории. Для России таким периодом оказались петровские реформы.
Нарочитое пренебрежение к старине со стороны Петра и его окружения разожгли страсти в стране и способствовали формированию духовной оппозиции его реформам. Петровские реформы всколыхнули Россию, не оставив никого равнодушным в оценке достигнутых результатов и определении дальнейших путей развития страны. Одним из следствий глубоких раздумий о судьбе своей родины явилось формирование в среде русской интеллигенции западничества, славянофильства, а затем и евразийства.
Эти три принципа (учение о соборности, самодержавии и православии), по мнению славянофилов3, определяют устройство России, уклад жизни русского населения и его нравственность. Славянофилы категорически выступали против слепого усвоения страной форм западноевропейской политической жизни. Совершенно согласен со славянофилами того времени (и настоящего): чрезмерная рационализация культуры Запада, ее мещанский практицизм и утилитаризм, убивает духовность, превращает человека в расчетливого эгоиста.
«Вся внешность европейской культуры была усвоена без всяких изменений, совершенно механически... И сладкая еда, и мягкие постели, и изящная праздность высшего класса, и роскошь обстановки, костюма, жилья — все это стало обыденным явлением»4.
«Затаенной мечтой каждого европейца является обезличение всех народов Земного шара, разрушение всех своеобразных обликов культур, кроме одной европейской.., которая желает прослыть общечеловеческой, а все прочие культуры превратить в культуры второго сорта»5. Так вот.
Россия — уникальная страна, в которой существует самобытная культура, адекватная как географическим условиям, так и ее историческим традициям и национальному характеру русской нации. И для нее неприемлемы ни европейский национализм, ни космополитизм. Солидарен с Кавелиным, главная ошибка западников в том, что они на европейские идеи смотрели (смотрят!) как на общечеловеческие. На самом деле они — порождение европейского национализма и индустриального общества. России нужны достижения европейской цивилизации, но не для того, чтобы русским стать европейцами и утратить свою самобытность, а для того, чтобы учесть достижения мировой науки и техники, выбрать из мировой культуры то, что соответствует ее традициям и укрепляет ее самобытность.
Еще В.С.Соловьев резко отзывался о той части русской интеллигенции, которая «вместо образа и подобия Божия все еще продолжает носить образ и подобие обезьяны» и обезьянничает перед Западом, и призывал «восстановить в себе русский народный характер, перестать творить себе кумира изо всякой узкой ничтожной идейки… стать равнодушнее к ограниченным интересам этой жизни, свободно и разумно уверовать в другую, высшую действительность»6.
Культура как Запада, так и Востока полна непреходящих духовных ценностей. Да, но в наше время безостановочно идет процесс ужасающей по своей разрушительной силе на эти ценности интеграции, «взаимообогащения культур». Участвуя в ТАКОМ диалоге Запада и Востока, как Россия сохранит свою самобытность и самостоятельность, свое православное лицо и коллективистские принципы?


Примечания.

  1. Соловьев В.С. Соч.: в 2т. Т. 1. С. 25.
  2. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989. С. 465.
  3. И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин.
  4. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3т. М., 1995. Т. 3. С. 131.
  5. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993. С. 54.
  6. Соловьев В.С. Избранное. М., 1990. Т. 1. С. 31.

 

Традиционная духовная культура славян

Возврат в начало

Используются технологии uCoz